Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В нашем учреждении функционируют 15 групп, которые состоят: из групповых, спальных помещений, раздевальных комнат, буфетных, умывальных и туалетных комнат. Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями предъявляемыми к каждой возрастной группе (специальной детской мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий), игровым (ширмы, конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.) и спортивным оборудованием (малый спортивный уголок, массажные коврики), бактерицидными лампами, шкафами для сушки одежды и обуви. Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки природы, творчества, сенсорного развития и др.), информационные стенды по работе с родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного учреждения:

  • обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников;
  • является содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной. 

Композиционное построение РППС

1.Спокойная зона

 2. Активная зона 

3. Деловая зона

Комплексно-тематическая модель

• наличие ведущей темы дня, недели, месяца; 

• связь с окружающей действительностью; 

• мотивированность образовательного процесса;

 • системность и культуросообразность образовательного процесса; 

• проживание ребёнком темы в разных видах детской деятельности.

Предметно-средовая модель

• наличие дидактического материала, действие с которым автоматически развивает ребёнка; 

• ненавязчивая позиция взрослого; 

• поддержка детской активности; 

• свободный выбор предметного материала;

 • ориентация на возраст; 

• самостоятельная деятельность детей;

 • разнообразие видов детской деятельности.

Логопедический кабинет дошкольного учреждения имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:  

  1. Зона развития артикуляционной моторики, постановки, автоматизации и дифференциации звуков
  2. Зона развития фонематического слуха
  3. Зона развития речевого дыхания и голоса
  4. Зона формирования слоговой структуры слова
  5. Зона развития мелкой моторики, графических навыков
  6. Зона формирования лексико-грамматического строя речи и зона развития связной речи
  7. Зона подготовки к обучению грамоте
  8. Зона развития психологической базы речи
  9. Зона современных и профессиональных занятий по формированию у детей правильного звукопроизношения и фонематических процессов посредством работы с Умным Зеркалом "ArtikMe"

Основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Кабинет психолога располагается на первом этаже детского сада. Цвет стен, пола, мебели, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительное возбуждение и раздражение.

С учётом задач работы детского психолога помещение территориально включает  несколько центров, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Центр первичного приема и беседы с родителями (законными представителями). Оснащена  двумя стульями и столом, литературой, памятками, информационным стендом для родителей.

Центр релаксации и снятия эмоционального напряжения. Мягкая мебель, релаксационный зонт и сенсорные напольные панели.

Центр развития мелкой моторики. В котором находятся: нейротренажеры деревянные, настенные сенсорные панели, пазлы, шнуровки, пирамидки, матрёшки, трафареты, картотека пальчиковой гимнастики, игры сделанные своими руками, т.е. всё, что помогает развитию моторики рук.

Центр коррекционно-развивающей работы. Оснащён детскими  столами и стульчиками, доской, многофункциональным - световым столом, интерактивным комплексом.

Центр игровой терапии, тут имеется разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.), лего-стол.

Рабочее место. Представляет собой рабочий стол, со всеми подручными журналами и папками, компьютером и принтером, проектор.

Центр песочной терапии. Центр оснащён световым столом с отверстиями для песка, миниатюрными игрушки, бусинами, ракушками и картотекой игр.

В нашем детском саду большое внимание уделяется познавательному развитию детей, в которое входит сенсорное воспитание.

 Сенсорное воспитание – это работа с органами чувств детей (зрением – визуальное восприятие, слухом – аудиальное восприятие, тактильным – восприятие через кожу и прикосновения).  Сенсорное воспитание детей в дошкольном возрасте включает в себя, в первую очередь, формирование у ребёнка представлений о предметах из окружающего мира: их величине, форме, расположении, цвете.

В дошкольном возрасте необходимо обеспечить безопасную и комфортную атмосферу для проведения развивающих занятий. В этом случае образовательный процесс будет интересен для ребёнка и даст ему возможности для активной деятельности. Такие благоприятные условия для достижения целей сенсорного развития детей, обеспечивает сенсорная комната.

Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Она может использоваться  с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, а также для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет (воздушно - пузырьковая колона, панель,зеркальный шар, проектор), звуки (музыка),  а также тактильные ощущения (фиброоптические изделия, сухой бассейн). Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от задач занятия.

Согласно принципам сенсорного воспитания, оно направлено, в первую очередь, на развитие интересов детей, стимулирование их познавательной и творческой деятельности.

Сенсорная комната помогает решать следующие задачи:

Развитие сферы восприятия:

развитие зрительных, вкусовых,  слуховых и осязательных рецепторов.

Развитие познавательной сферы:

исследование разных предметов, определение их свойств;

развитие умения описывать предметы;

развитие умения распределять предметы по группам (форме, цвету, размеру и т.д.);

развитие способности произвольного запоминания;

развитие объема памяти

Развитие речи:

озвучивание своих действий;

рефлексия – осознание и озвучивание своих эмоций и отношения к происходящему.

Развитие эмоциональной сферы:

обогащение чувственного опыта;

профилактика и коррекция невротических состояний и протестных реакций;

профилактика и коррекция страхов;

профилактика развития  и снижение физиологических реакций на стресс.

Личностный рост:

развитие мотивационной сферы (стимулирование интереса ребёнка к познавательной деятельности);

работа с уровнем самооценки.

Развитие сферы отношений:

обучение позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Противопоказания и ограничения

Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:

  • Острые и хронические инфекционные болезни.
  • Эпилепсия.
  • Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
  • Глубокая умственная отсталость.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

     Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями,  позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

      Детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений ребенка и рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

   Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

     Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она очень близка дошкольникам (они – прирожденные исследователи):  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды и, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – чуть ли не единственным способом познания мира.

      В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Так как у детей постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы,  происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление базы умственных приемов и операций, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

        В нашем детском саду функционирует лаборатория «У Знайки». Она предназначена  для организации и  проведения занятий в рамках парциальной образовательной программы "STEM - образование" под редакцией Т. Валосовец, направленой на развтие техрнического мышления и естественно - научного гамотности дошкольников. 

           Лаборатория оснащена: интерактивной лабораторией "Наураша". "Школа профессора Дроздова", различными наборами для проведения опытов, микроскопами, схемами для проведения опытов и экспериментов, различными видами конструкторов, планшетами и др. 

           

Наличие оборудованных библиотек

В детском саду не предполагается наличие централизованной библиотеки.

В каждой возрастной группе имеется библиотечный фонд необходимой художественной и научно-методической литературы. В методическом кабинете имеется полный комплект программно-методического обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования.

Наличие оборудованных объектов спорта

Для успешной деятельности инструктора по физической культуре в образовании важно обеспечить его оборудованием и организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования физкультурного зала детского сада базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.

Спортивный зал располагается на втором этаже детского сада. Цвет стен, пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Оборудование установлено в контексте общей композиции. Освещение в зале соответствует нормам СанПИНа.

С учетом задач работы инструктора помещение территориально включает несколько зон, которые имеют специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Тренажёрный зал оснащен детскими тренажёрами. Все тренажёры специально разработаны для детей, сделаны из безопасных материалов, выполнены в привлекательном дизайне и расцветке, имеют прочную устойчивую конструкцию. Основная цель занятий в тренажерном зале – это укрепление сердечно  - сосудистой системы, вестибулярного аппарата и формирование правильной осанки у дошкольника.
           Одна из задач дошкольного образования – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка.

           Занятия в бассейне, на наш взгляд, – наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности организма.

            Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Основной целью нашей  работы является:

 закаливание  и укрепление детского организма;

 обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;

 создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем.) ;

предоставление детям  возможно­сти научиться плавать;

преодоление  чувства страха и боязни воды.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В ДОУ имеются следующие средства обучения :

- печатные (литература, журналы, книги для чтения);

- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные презентации, познавательные фильмы);

- аудивизуальные (слайды);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, демонстрационные модели);

- наглядно - плоскостные (плакаты, карты настенные, магнитные доски, иллюстрации настенные);

- учебные (компасы, колбы, барометры);

- спортивниое оборудование (мячи, обручи, скакалки, щит для метания, кольцеброс, дуги для подлезания, бревна для равновесия и т.д)

Дошкольное оборудование полностью оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

-учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-сотворчество педагога и обучающегося;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды  кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для  развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для физического развития  в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров,  скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч баскетбольный,  теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:

На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.

Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой ДОУ.

 Для оптимизации образовательного процесса в детском саду имеются компьютеры с доступом в Интернет, электронный адрес barish-ladoshki@mail.ru, официальный сайт ДОУ в сети Интернет, мультимедийные проекты и экраны, ноутбуки, интерактивные доски, телевизоры, колонки и др.

Созданная в детском саду система работы по ИКТ - поддержке образовательного процесса помогает успешно решать следующие задачи:

  • Подбор иллюстративного и познавательного материала к занятиям, для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • Оформление групповой документации, отчетов.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint, Publisher

Грамотное использование информационных систем способствует повышению эффективности образовательной деятельности с детьми, интерактивному освещению работы детского сада при проведении родительских собраний, встреч с общественностью, партнёрами и коллегами.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей

Информация об использовании в ДОУ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе реализации образовательных программ.

Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

  В МБДОУ ЦРР "Ладошки" МО "Барышский район" доступ к электронным образовательным  ресурсам, непосредственно воспитанников не предусмотрен.

Электронное обучение в учреждении используется педагогами: в рамках подготовки к образовательной деятельности, организации праздников и развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов.

Среди электронных средств обучения в ДОУ для работы с детьми используются телевизор, компьютер, интерактивные доски, планшеты.

Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся (СП 2.4.3648-20).

Продолжительность непрерывного использования электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации в ДОУ в соответствии с санитарными правилами не превышает 5-7 минут.

При использовании электронных средств обучения во время организованной образовательной деятельности проводится гимнастика для глаз.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В рамках внедрения дистанционных образовательных технологий в нашем детском саду используются следующие технологии:

  1. В практике детского сада широко используется дистанционный обмен информацией по электронной почте с администрацией ДОУ, его сотрудниками, родителями воспитанников, управлением образования, другими дошкольными образовательными учреждениями и др.
  2. Педагоги совместно с детьми принимают участие в различных сетевых образовательных и творческих конкурсах.
  3. Между воспитателями и родителями происходит дистанционное общение через VK мессенджер, где воспитатели обмениваются информацией с родителями.

Работа с электронными средствами обучения и дистанционными образовательными технологиями организована в соответствии правилами и гигиеническими нормативами, определенными СП 2.4.3648-20.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie