Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Детский сад построен с учётом современных требований к проведению воспитательно-образовательной деятельности с обучающимися ОВЗ и детьми-инвалидами. Центральный вход оснащен пандусом для лиц с ОВЗ (инвалиды-колясочники), входная группа и все помещения оснащены табличками для людей с нарушением зрения (со шрифтом Брайля), предупреждающей разметкой жёлтого цвета для слабовидящих; в коридорах первого и второго этажей имеются поручни для передвижения лиц с ОВЗ.
В детском саду имеется тренажёрный зал, бассейн, медицинский кабинет, сенсорная комната, кабинеты педагога - психолога и учителя - логопеда, обеспечивающие успешное развитие и комфортное пребывание обучающихся ОВЗ и детей - инвалидов. Групповые помещения оснащены специальным оборудованием в целях реализации АОП: сенсорное оборудование (мультимедийная доска с программным обеспечением, стол для проведения песочной террапии, развивающие настенные панели, бизиборды, реабилитационное оборудование (соволет, одеяло совы, яйцо совы, массажные коврики, мячи и т.д.), логопедический комплекс "Умное зеркало", оборудование для кинезиологической терапии и др.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: воспитатели, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, медицинский работник, педагоги - психологи.
В 2024 году в МБДОУ ЦРР "Ладошки" функционируют 4 группы компенсирующей направленности для обучающихся с аутистическим спектром и ТНР. Группы открыты с целью реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, обеспечения наиболее благоприятных условий для их воспитания, коррекции развития, максимально возможной социальной адаптации и социализации.
Основные задачи групп:
- обеспечение социальной помощи обучающимся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- оказание содействия в коммуникации, взаимодействии со взрослыми и детьми на основе совместной деятельности, создание условий для социальной адаптации, преодоления коммуникативных проблем;
- развитие навыков самообслуживания;
- формирование позитивных личностных качеств;
- подготовка к школьному обучению;
- обучение родителей (законных представителей) выбору оптимальных методов и средств по развитию детей.
Объекты для проведения практических занятий
В детском саду предусмотрены помещения для практических занятий для обучающихся ОВЗ и детей-инвалидов. Тренажёрный зал, сенсорная комната, лаборатория "Знайки", бассейн идр., а такжее в группах созданы условия для практических занятий.
Библиотека
В методическом кабинете имеется библиотека методической и художественной литературы (каталог), а также в каждой возрастной группе. Во всех группах оформлены книжные уголки с художественной литературой по возрасту детей, которые могут использоваться инвалидами и лицами с ОВЗ (кроме инвалидов по зрению).
Спортивные объекты
Спортивный и тренажерный зал.
В нашем детском саду имеется спортивный зал, оснащённый стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивным инвентарем, тренажерный зал и спортивная площадка. Физкультурно - спортивное оборудование нашего зала способствует укреплению здоровья и развитию интеллектуальных способностей у детей.
Тренажерный зал. Занятия в тренажерном зале способствуют укреплению сердечно - сосудистой системы, вестибулярного аппарата и формирования правильной осанки детей в дошкольном учреждении, в которой используется тренажеры разного типа.
Занятия детей в спортивном и тренажерном зале позволяют овладеть детям полным комплексом упражнений, способствующих укреплению разных групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию физических качеств - сила, быстрота движений, ловкости, гибкости и общей выносливости, а это делает ребенка подготовленным физически и активизирует его интерес к занятиям.
Бассейный комплекс.
Одна из задач дошкольного образования – создание максимально условий для здоровья и гармоничного физического развития ребенка.
Занятия в бассейне, на наш взгляд, – наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличиваетдвигательные возможности организма.
Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и
обильному притоку крови к периферическим органам.
Основной целью нашей работы является:
- закаливание и укрепление детского организма;
- обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
- создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем.);
- предоставление детям возможности научиться плавать;
- преодоление чувства страха и боязни воды.
Средства обучения и воспитания
Сенсорная комната.
Каждый ребенок, находящийся в дошкольном возрасте, активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем. Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.
Одним из лучших на сегодня инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная комната. Сенсорная комната — это особая предметно-развивающая среда, которая насыщена разного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.
- Пузырьковые колонны (стимуляция органов зрения, осязания, достижение чувства равновесия и развитие внимательности);
развивающие панели (стимуляция слуха и зрения, развитие фантазии и воображения);
- Пучки фиброоптических волокон (безопасное волокно, которое не нагревается; способствует развитию внимания);
- Тактильные панели (развитие моторики, активизация деятельности мозга);
- Сухой душ и сухой бассейн (для релаксации, развития мышц, а также для проведения развивающих игр);
- Мягкие модули различной конфигурации (мягкие модули для детского сада призваны обеспечить безопасность и чувство комфорта для малышей);
увлажнители воздуха и ионизаторы;
- Музыкальные системы, зеркальные.
Кабинет педагога - психолога.
В соответствии с требованиями ФГОС условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, требованиями к еѐ психолого-педагогическим условиям реализации, а так же требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в нашем детском саду оборудован и успешно функционирует кабинет педагога - психолога. Он является одним из звеньев единой системы психологической службы образования, а также социальной помощи семье и детям. Условия деятельности, организация места работы практического психолога имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы образовательного учреждения.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для работы психолога, содержит перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей детей. Является доступной и безопасной.
Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими):
- Мягкий модуль "В кругу друзей"
- Мат гимнастический с кочками
- Мольберт растущий со счетами
- Сенсорный пол Жидкий (жидкая плита)
- Надувная груша-неваляшка
- Бизиборд Ежик
- Дидактическая панель "Времена года"
- Прозрачный мольберт
- Мультстудия Облако 3D
- Комплект фонов "Времена года"
- LEGO "Кубик" Лего+Дорога
- Железная дорога (69 элементов)
- Конструктор Сенсорные блоки (16 деталей)
- Цветной песок
- Набор 15 цветов по 1 кг.
- Набор для рисования Миди 21 прдеметов
- Стол-световой для рисования песком
- "Зайчонок" навесной интерактивный комплекс
- Многофункциональный комплекс "Творческая лаборатория"
- "Виртуальная комната" проектор.
Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх. Внешнее содержание кабинета способствует эмоциональному развитию детей и дает возможность их самовыражению.
Кабинет учителя - логопеда.
С целью логопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционирует логопункт. Деятельность, которого направлена на устранение речевых дефектов у детей (совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса) а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Деятельность учителей-логопедов осуществляется в специально оборудованным логопедическим кабинетом.
Кабинет логопеда оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы как с детьми с ОНР, ЗРР, так и с детьми с ОВЗ.
Пространство визуально разделено на следующие зоны:
1. Артикуляционная – настенные и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой;
2. Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания;
3. Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
4. Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики;
5. Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы;
6. Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.);
7. Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Наклейки, медали и т.д.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенностиздания детского сада предусматривает наличие пандуса для заезда обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наличие подъемников в детском саду не предусмотрено.
В МБДОУ создаются условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
·Для маркировки дверей используются желтые круги.
·Выделены желтымцветом краевые ступени на лестницах.
·Внутри детского сада на этажах имеются поручни для передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
·Здание оснащено системами противопожарной сигнализациии видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для перемещения по зданию учреждения предоставляется сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Также разработано специальное меню для воспитанников, с заболеваниями, при которых необходимы специальные условия питания (сахарный диабет, аллергия).
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется штатной медицинской сестрой.
Медицинский блок состоит из:
· Медицинский кабинет.
· Двух изоляторов.
· Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ используются общедоступные для всех детей электронные ресурсы: интерактивная доска под руководством взрослых.
Специальные технические средства обучения
Интерактивные доски, столы, планшеты, аудио – интерактивный ларец и разнообразное игровое оборудование
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ ЦРР «Ладошки» отсутствуют